Функции Процесса Управления Персоналом
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
В советской теории управления персонал рассматривался с точки зрения организационно-технической или социальной (как коллектив) систем: Н. И. Лапин, Струмилин С. С., А.К. Гастев, Н. Ф. Наумова, Э. М. Коржев, Н. А. Куртиков, В. Н. Иванова и др. авторы изучали работника и коллектив в организационно-управленческих отношениях, а также в связи со структурным разделением организаций. Так, Н. И. Лапин определил социальную функцию предприятия как систему «различных социальных групп и взаимоотношений между ними». Социальная группа выступает, по его мнению, как важный структурный элемент, связывающий работника с основным коллективом и обществом.
Одной из значительных социально-экономических проблем в управлении кадрами в советские годы являлась проблема участия неруководящих работников организации в решении актуальных вопросов её внутренней жизни, в частности, в осуществлении управленческих функций, таких как контроль.
Интересен подход к управлению персоналом советского учёного Н. А. Витке, который ввел в научный оборот такие термины, как «человеческий фактор производства», «социально-психологическая атмосфера», «коллективно-трудовая деятельность» и др. Отказавшись от традиционных методов (авторитарное управление), он призывал к «организационной революции». Н. А. Витке понимал управление как способ высвобождения творческой энергии работников. К сожалению, эта теория подверглась резкой критике тех учёных, которые стояли за управление, только как объективный процесс, тем самым обесценивали субъективный фактор.