Методы Управления Персоналом Административные Экономические Социально Психологические
Уметь
• выбирать методы управления в зависимости от управленческой ситуации;
владеть
• приемами выбора методов управления в соответствии с проблемами организации.
Система методов управления
– это совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Слово "метод" – греческого происхождения (methodos) что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Методы управления реализуют основное содержание управленческой деятельности. Они – наиболее подвижные и активные элементы системы управления, носят альтернативный характер и направлены на реализацию целей и принципов управления. Методы связаны с содержанием труда работников аппарата управления и в совокупности представляют собой сложную систему. Система методов управления – это способы и приемы, с помощью которых менеджеры выполняют закрепленные за ними функции.
Методы управления применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и к отдельным сотрудникам. Число методов управления и их сочетаний безгранично, что определяется сложностью и многообразием решаемых задач при регулировании деятельности объектов управления. На практике, как правило, применяются одновременно различные методы управления, их сочетания и комбинации, так как они органически дополняют друг друга. Методы управления должны находиться в постоянном динамическом равновесии в зависимости от реальных условий деятельности организаций.
По содержанию методы управления подразделяются на следующие:
– организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
– экономические, обусловленные экономическими отношениями;
– социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Различия между организационно-административными, экономическими и социально-психологическими методами управления видны из табл. 5.1.
Таблица 5.1
Различия организационно-административных, экономических и социально-психологических методов управления
Характеристика |
Организационноадминистративные (принуждение) |
Экономические (побуждение и принуждение) |
Социально- психологические (побуждение) |
Основа применения |
Угроза наказания |
Возможность увеличить доход |
Достижение психологического комфорта |
Подходы к реализации |
Жесткие |
Адаптивные к ситуации |
Адаптивные к личности |
Требования к субъекту |
Исполнительность, организованность |
Профессионализм |
Профессионализм, умение работать в команде, инициативность |